Урок 45, 46 – ДОБРЫЕ ДЕЛА

Літературне читання 2 клас – Н. В. Гавриш – 2012

ЗДРАВСТВУЙ, ГОСТЬЯ ЗИМА!

Уроки 45, 46

– РАЗМИНКА

Прочитай трудноговорки, старайся проговаривать слитно последнее слово в строке.

У папы настроение зазавтракомчитательное,

У мамы настроение напапуобижательное,

У брата настроение кричательногремучее,

А у меня, а у меня покомнатепрыгучее.

Буквы перепутались. Как правильно прочитать?

Кашуб ймози не кашут!

ЧИТАЕМ

ПРОКАЗЫ СТАРУХИ ЗИМЫ

Разозлилась старуха зима: задумала она всякое дыхание со света

сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели они ей своим криком и писком.

Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубов и размела их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели в теплые страны.

Остался воробей, и тот под стреху забился.

Видит зима, что птиц ей не догнать; накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с елки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощелкивают, зверей пугают.

Не испугались

звери; у одних шубы теплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызет; медведь в берлоге лапу сосет; заинька прыгаючи греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в теплых хлевах готовое сено жуют, теплое пойло пьют.

Пуще злится зима – до рыб она добирается; посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молоточками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озерам, по рекам мосты строят. Замерзли реки и озера, да только сверху; а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей еще теплей.

“Ну, постой же, – думает зима, – дойму я людей”, – и шлет мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что бревна лопаются.

А. Васнецов. “Зимний сон” (Зима)

А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес поехать – наденет он тулуп, валенки, рукавицы теплые да как примется топором махать, даже пот прошибет. По дороге, будто зиме на смех, обозы потянулись; от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подергивают, морозцы похваливают.

Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки – и те ее не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да еще мороз кличут: “Приди-ка пособить!” Щипнет зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, – даже побелеет; а мальчишка схватит снега, давай тереть – и разгорится у него лицо как огонь.

Видит зима, что ничем ей не взять, – заплакала со злости. Со стрех зимние слезы закапали… видно, весна недалеко!

К. Ушинский

– Как в сказке описана зима? Какой бывает зима?

– Испугались ли птицы и звери зимы? Почему? Прочитай об этом в рассказе.

Что сделали рыбы?

– Как зима проявляла свою злость?

– Рассмотри репродукцию картины Аполлинария Васнецова “Зимний сон (Зима)”. Как ты думаешь, может ли она служить иллюстрацией к сказке? Почему?

Давай обсудим

Подумай, за что зиму часто не любят. Поясни, за что ее можно любить. Какие зимние забавы ты любишь?

Вспомни русские и украинские сказки, в которых действие происходит зимой. Рисунки тебе помогут.

Найди эти сказки в библиотеке и перечитай их.




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Урок 45, 46 – ДОБРЫЕ ДЕЛА