Учимся общаться

Литературное чтение 4 класс – И. Н. Лапшина – Освіта 2015

Учимся общаться

Умеешь ли ты беседовать, вести диалог с кем-нибудь, умеешь ли ты общаться? Конечно, умеешь. Но, наверное, не всегда все получается хорошо.

Какими, по-твоему, должны быть собеседники, чтобы им обоим было интересно и приятно общаться, вместе проводить время? Каких ошибок в общении желательно избегать?

Внимательно прочитай название сказки Лилиан Муур. Попробуй догадаться, о чем пойдет речь в сказке. Сформулируй свое мнение и выслушай мнение других учеников

класса.

Теперь молча прочитай сказку. Проверь правильность своего предположения.

КРОШКА ЕНОТ И ТОТ, КТО СИДИТ В ПРУДУ

Крошка Енот был маленьким, но храбрым.

Однажды Мама-Енотиха сказала:

– Крошка Енот, можешь ли ты один сходить к быстрому ручью и принести раков на ужин?

– Ну да, конечно, – ответил Крошка Енот и отправился в путь. Первый раз в жизни он пошел совсем один. Он был такой гордый!

Сперва он шел не спеша, потом чуть быстрее, а дальше вприпрыжку. Вскоре Крошка Енот вошел в густой лес. Там отдыхал Старый Дикобраз.

Он очень удивился, увидев, что Крошка Енот гуляет в лесу без мамы.

…Вот,

наконец, Крошка Енот увидел большое дерево, которое было перекинуто через пруд. Он начал переходить по дереву на ту сторонупруда, остановился и заглянул в воду.

Кто-то сидел в пруду!

Крошка Енот и виду не подал, что испугался. Он скорчил рожу. Тот, в пруду, тоже скорчил рожу.

Что это была за рожа!

Крошка Енот повернул обратно и побежал со всех ног, пока Старый Дикобраз не остановил его.

– Там, в пруду, сидит кто-то большой-пребольшой! – кричал Крошка Енот.

– Чтобы тебе было не страшно, захвати палку, – сказал Старый Дикобраз, – только чтобы пригрозить ему.

Крошке Еноту хотелось принести домой раков, поэтому он взял палку и пошел обратно к пруду.

Он поднял вверх свою большую палку и погрозил ею. Но у того, в пруду, тоже была палка. Большая-пребольшая!

И он погрозил этой палкой.

Крошка Енот уронил свою палку и побежал, не останавливаясь, до самого дома. Талі он рассказал своей маме все про того, кто сидит в пруду.

– О, мама, – сказал он, – мне так хотелось пойти одному за раками, принести их на ужин!

– И ты принесешь! – сказала Мама-Енотиха. – Вернись назад, но на этот раз не строй рож, не бери с собой палки!

– Что же я должен делать? – спросил Крошка Енот.

– Только улыбнуться! – ответила Мама-Енотиха.

– И больше ничего? Ты уверена?

– Это все, – сказала мама. – Я уверена.

И Крошка Енот пошел обратно к пруду. Он заставил себя заглянуть в воду. Потом улыбнулся тому, кто сидел в пруду.

И тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ!

– Он хочет со мной дружить! – сказал сам себе Крошка Енот.

Он так обрадовался, что стал хохотать. И ему показалось, что тот, кто сидел в пруду, тоже хохочет.

– Теперь я могу перейти на ту сторону.

И он побежал по дереву. Там, на берегу быстрого ручья, Крошка Енот принялся ловить раков.

Скоро он набрал столько раков, сколько мог донести. Он побежал обратно по дереву, через пруд. На этот раз Крошка Енот помахал рукойтому, кто сидел в пруду.

А тот махал ему рукой в ответ.

Да! Никогда еще ни он, ни его мама не ели таких вкусных раков! Так сказала Мама-Енотиха.

– Я теперь могу идти туда совсем один, когда хочу! – сказал Крошка Енот. – Я больше не боюсь того, кто сидит в пруду! Он совсем не плохой, тот, кто сидит в пруду.

– Я знаю, – сказала Мама-Енотиха.

Крошка Енот посмотрел на маму.

– Скажи мне, – спросил он, – кто сидит в пруду?

Мама Енотиха рассмеялась. А потом сказала ему.

А вы догадались, кто сидел в пруду?

По Лилиан Муур

(Перевод с английского О. Образцовой)

– Каким был Крошка Енот? Какими способами он вначале пытался “общаться” с неизвестным существом? Что посоветовала ему мама?

Почему?

Сказка о Крошке Еноте – авторская. Чем она похожа на народные сказки? Использован ли в ней прием трехразового (троекратного) повтора?

Что тебе нравится (не нравится) в Крошке Еноте? Приходилось ли тебе преодолевать свой страх? А исправлять положение улыбкой?

Как это было?

МОЖЕТ, ОТКРОЕМ ГЛАЗА?

– Закройте глаза! – сказал Заяц.

Ежик с Медвежонком закрыли.

– Заткните уши!

– Чем? – спросил Ежик.

– Лапами.

– Я заткнул, – сказал Медвежонок.

– И я.

– Вы меня слышите?

– Плохо, – сказал Ежик.

– Вот и хорошо. Что вы видите?

– Ничего, – сказал Медвежонок.

– Так и надо. Правда же, вам кажется, что вокруг никого нет?

– Кажется, – сказал Медвежонок.

– И мне.

Заяц замолчал.

Было тихо-тихо, и Медвежонок с Ежиком сидели в глухой темноте.

– Долго нам так сидеть? – спросил Ежик.

Заяц молчал.

– А, Заяц?

Никто не ответил.

– Ты меня слышишь, Медвежонок?

– Ага, – сказал Медвежонок. – Заяц, наверное, убежал.

– Может, откроем глаза?

– Погоди.

Они посидели еще немного.

– А зачем он это придумал?

– Наверное, так надо, – сказал Медвежонок. – Разве бы он сам догадался?

А Заяц сидел рядом, глядел на Ежика с Медвежонком и думал: “Интересно, почему они не открывают глаза? Мало ли я что сказал! А если бы я сказал: прыгайте в пропасть? Взяли и прыгнули? А если б мне сказали: закрой глаза, заткни уши?

Я бы, наверное, тоже заткнул и закрыт. Но почему, почему?”

– Все, – сказал Медвежонок. – Мне надоело!

– И мне, – сказал Ежик.

“Давно бы так!” – подумал Заяц.

Но Ежик с Медвежонком по-прежнему сидели с закрытыми глазами, крепко зажав лапами уши.

Сергей Козлов

Поработайте в парах. Обсудите, о чем, по-вашему, эта сказка. Возможно, кто-то из вас скажет, что она о дружбе или о самостоятельности; о том. как одни командуют другими; о чувстве юмора, умении понимать шутку.

Будут, наверное, и другие соображения. Какие из них вам кажутся наиболее правильными? Почему?

Составь высказывание (три-четыре предложения) о том, как ты понимаешь смысл сказки.

Прочитай легенду. Подумай, каков ее смысл.

ИСТОЧНИК КРАСОТЫ

Одной девочке, которая очень хотела стать красивой, кто-то рассказал про волшебный источник. В него окунешься и тут же станешь красавицей. Девочка приложила много сил и разыскала этот источник.

Она уже была готова прыгнуть в воду, но явился ангел и запретил прыгать в воду. Он велел ей пойти домой и целых три месяца не раздражаться и делать только добро, и только после этого снова прийти к источнику красоты.

Девочке так хотелось быть красивой, что она согласилась на это, и вела себя дома так, что родители не могли налюбоваться ею.

В конце положенного срока она пошла к источнику. Ангела на привычном месте не оказалось. Дожидаясь его, она заглянула в источник и увидела там отраженье чьего-то милого, улыбающегося лица. Она даже не могла подумать, что это лицо может принадлежать ей. “Кто бы это мог быть?” – подумала она. И тут ангел подошел неслышно сзади и тихо сказал: “Это твое лицо.

Оно так прекрасно, что тебе уже не нужно прыгать в воду”.

По Вере Кушнир

– О каком источнике красоты здесь говорится? Что тебе понравилось в этой легенде?

Какие эмоции могут делать человека внешне привлекательным или непривлекательным?

Пытаешься ли ты сдерживать раздражение, злость, недовольство? Легко ли это? Стоит ли трудиться, чтобы научиться этому?

Вспомни и расскажи случай, когда тебе удалось (не удалось) сдержаться и не наговорить лишнего.

Я И ВОВКА

Хотели мы с Вовкой пойти в кино.

Мы это решили давным-давно.

Но тут Сережка позвал его,

И Вовка бросил меня одного.

А как же я,

А как же я?

Ведь он говорит, что мы – друзья!

Хотели мы с Вовкой в поход пойти,

Уже собрались мы с ним почти,

Но Петька его позвал гулять,

И Вовка бросил меня опять.

А как же я,

А как же я?

Ведь он говорит, что мы – друзья!

Хотели мы с Вовкой пойти в музей.

Меня торопил он: “Скорей, скорей!”

Но тут Олег заскочил в наш класс,

И Вовка с ним убежал тотчас.

А как же я,

А как же я?

Ведь он говорит, что мы – друзья!

Вчера я за партой один сидел,

Сидел и на Вовку с мольбой глядел.

Но Вовке все было – трын-трава.

Взглянул на меня он едва-едва.

А как же я,

А как же я?

Неужто мы больше с ним не друзья?

А нынче я снова счастливым был.

Нет, нет! Мой Вовка меня не забыл!

Сказал он мне: “Витька! Ты бы не смог

Пойти сегодня со мной на каток? “

И сразу я,

И сразу я

Воскликнул: “Конечно! Ведь мы – друзья!”

Владимир Лунин

– Придумай задание по этому стихотворению и предложи соседу по парте. Затем выполни его задание.

– Герой какого из произведений раздела понравился тебе больше других? Почему?

Какие правила общения ты усвоил благодаря прочитанным произведениям? Можно ли применить их в общении с ребятами твоего класса?

Представь себе, что ты журналист детского издания. Подготовь выступление о важности культуры общения.




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Учимся общаться