Страна Фантазии

Литературное чтение 4 класс – И. Н. Лапшина – Освіта 2015

Страна Фантазии

СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ

(Отрывки)

Злые завистливые люди оклеветали царицу перед царем Салтаном, закрыли царицу с сыном в бочку и бросили в море. Спустя время волны вынесли бочку на берег.

Но из бочки кто их вынет?

Бог неужто их покинет?

Сын на ножки поднялся́,

В дно головкой уперся,

Понатужился немножко:

“Как бы здесь на двор окошко

Нам

проделать?” – молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.

Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле;

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом.

Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам, однако, нужен.

Ломит он у дуба сук

И в тугой сгибает лук,

Со креста снурок1 шелковых!

Натянул на лук дубовый,

1 Снуро́к – шнурок.

Тонку тросточку сломил,

Стрелкой легкой навострил

И пошел на край долины

У моря искать дичины.

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон…

Видно, на море не тихо;

Смотрит – видит дело лихо:

Бьется лебедь средь зыбей1,

Коршун

носится над ней;

Та бедняжка так и плещет,

Воду вкруг мутит и хлещет…

Тот уж когти распустил,

Клев2 кровавый навострил…

Но как раз стрела запела –

В шею коршуна задела –

Коршун в море кровь пролил.

Лук царевич опустил;

Смотрит: коршун в море тонет

И не птичьим криком стонет,

Лебедь около плывет,

Злого коршуна клюет,

Гибель близкую торопит,

Бьет крылом и в море топит –

И царевичу потом

Молвит русским языком:

“Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела пропала в море;

Это горе – все не горе.

1 Зыбь – рябь па водной поверхности.

2 Клев – з д е с ь : клюв.

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом:

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,

Чародея1 подстрелил”.

– Прочитай отрывок в лицах.

Выборочно прочитай несколько строк и опиши картину, которую ты себе представляешь, читая эти строки.

Улетела лебедь-птица,

А царевич и царица,

Целый день проведши так,

Лечь решились натощак…

Вот открыл царевич очи;

Отрясая грезы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.

Он скорей царицу будит;

Та как ахнет!.. “То ли будет? –

Говорит он, – вижу я:

Лебедь тешится моя”.

Мать и сын идут ко граду2.

Лишь ступили за ограду,

Оглушительный трезвон

Поднялся со всех сторон…

Все их громко величают

И царевича венчают

Княжей шапкой, и главой

1 Чароде́й (старинное слово) – колдун, волшебник.

2 Град (старинное слово) – то же, что город.

Возглашают над собой;

И среди своей столицы,

С разрешения царицы,

В тот же день стал княжить он

И нарекся: князь Гвидон.

Прошло некоторое время. Счастливо течет жизнь царицы и царевича на чудесном острове. Слава об этом дошла до царя Салтана.

Ему рассказывали об острове купцы, которые гостили там.

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

“Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?”

Корабельщики в ответ:

“Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка в нем живет ручная,

Да чудесница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет;

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Белку холят, берегут.

Там еще другое диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге,

И очутятся на бреге1

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор –

С ними дядька Черномор.

И той стражи нет надежней,

Ни храбрее, ни прилежней.

А у князя женка есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит…”

Александр Пушкин

– Что в сказке показалось тебе самым необычным?

Найди слова молвит, избавитель, чудесница. Объясни их значение.

Рассмотри иллюстрации художника В. Лагуны на с. 77. 79, 80. Найди в сказке слова, которыми их можно подписать.

Составь план данного в учебнике отрывка сказки.

ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА

(Отрывок)

Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно – конечно, в том случае, если бы не съел ее аист.

Но случилось одно происшествие.

1 Брег (старинное слово) – то же, что берег.

Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком.

“Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! – думала она. – Какое это наслаждение – жить на свете!”

Дождик моросил по ее пестренькой спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно.

Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают. Утки, описав огромный полукруг, спустились и сели как раз в то самое болото, где жила лягушка.

– Кря, кря! – сказала одна из них. – Лететь еще далеко, надо покушать.

Лягушка решилась высунуть из воды свою лупоглазую голову: ей было очень интересно узнать, куда летят утки.

– Кря, кря! – сказана другая утка. – Уже холодно становится! Скорей на юг! Скорей на юг!

И все утки стати громко крякать в знак одобрения.

– Госпожи утки! – осмелилась сказать лягушка. – Что такое юг, на который вы летите?

И утки окружили лягушку. Все они начали кричать, хлопая крыльями:

– Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные, теплые болота! Какие там червяки!

Хорошо на юге!

Они так кричали, что почти оглушили лягушку. Она попросила только одну из них объяснить ей, что такое юг. И когда та рассказала ей о юге, то лягушка пришла в восторг, но в конце все-таки спросила, потому что была осторожна:

– А много ли там мошек и комаров?

– О! Целые тучи! – отвечала утка.

– Возьмите меня е собой!

– Это мне удивительно! – воскликнула утка. – Как мы тебя возьмем? У тебя нет крыльев.

– Когда вы летите? – спросила лягушка.

– Скоро, скоро! – закричали все утки. – Тут холодно! На юг! На юг!

– Позвольте мне подумать только пять минут, – сказала лягушка. – Я сейчас вернусь, я придумаю что-нибудь хорошее.

И она шлепнулась с сучка, на который было снова влезла, в воду, нырнула в тину и совершенно зарылась в ней, чтобы посторонние предметы не мешали ей размышлять.

Пять минут прошло, утки совсем было собрались лететь, как вдруг из воды показалась морда лягушки, и выражение этой морды было самое сияющее, на какое только способна лягушка.

– Я придумала! Я нашла! – сказала она. – Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать.

Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и все будет превосходно…

По Всеволоду Гаршину

– Почему автор называет лягушку путешественницей?

Подумай, что произошло дальше.

Еще раз прочитай текст. Раздели его на части: лягушка под дождем – временная остановка уток на болоте – рассказ о юге – необычное желание лягушки. Представь, что ты постановщик фильма или мультфильма по этой сказке.

Опиши, какие декорации и костюмы понадобятся для съемки.

Поработайте в группах. Выбери одноклассников на роли в фильме по этой сказке. Проведи репетицию со своими артистами.

Расскажи им о каждой роли, о том, какой характер им предстоит изобразить.

КАК КОТЕНОК ЯША СТАЛ РАБОТАТЬ В ЦИРКЕ

Однажды котенок Яша решил стать цирковым артистом. Он сел на трамвай и приехал к директору цирка.

Директор цирка сидел за большим столом с голубым телефоном и что-то писал. За его спиной висел яркий плакат: “На арене – уссурийские тигры”. На плакате были нарисованы два полосатых тигра с желтыми глазами.

Тигры были похожи на больших котов, и это котенку Яше очень понравилось.

– Слушаю вас, – сказал директор, продолжая писать. – Только побыстрее, я очень занят.

Котенок Яша быстро-быстро сказал:

– Ябыхотелработатьвцирке!

– Ничего не понимаю, – сказал директор. – Я просил вас говорить быстрее, но все-таки не так быстро. Слушаю вас.

– Я. Бы. Хо. Тел.

Ра. Бо. Та. Ть. В. Цир.

Ке, – медленно-медленно произнес котенок.

– Опять ничего не понимаю! – сказал директор. – Говорите немного быстрее. Слушаю вас.

– Я бы хотел работать в цирке!

– Теперь понятно, – сказал директор и посмотрел на котенка. – Нет, ничего не выйдет.

– Почему? – спросил котенок Яша.

– Потому что кошки не поддаются дрессировке. Почти.

– А я поддамся! – громко сказал котенок. – Почти.

– Вот как? Ну и что же вы умеете делать?

– Я умею ходить по карнизу третьего этажа, ловить мышей и мурлыкать, – добавил Яша.

– Мышей у нас нет, а мурлыкать не требуется. До свидания, – закончил директор цирка.

– До свидания, – ответил котенок и вышел из кабинета.

Потом открыл дверь и вошел снова.

– Слушаю вас, – сказал директор, продолжая писать. – Только побыстрее, я очень занят.

– Это опять я, – сказал котенок Яша. – Я совсем забыл: я еще умею говорить.

– Говорить? – удивился директор и даже встал со стула. – Действительно, как я сразу не заметил! Скажите еще что-нибудь! Как вас зовут?

– Меня зовут Яша, – сказал котенок.

– Великолепно! Говорящий котенок! – обрадовался директор. – Я вас беру!

Теперь Яша работает в цирке. Каждый вечер он выходит на арену и торжественно объявляет:

– Уссурийские тигры!

Конечно, объявляет он это через микрофон, потому что голос у котенка Яши пока не очень громкий.

Леонид Каминский

Кем решил стать котенок? Что он умел? Что необычного было среди его умений?

Прочитай текст еще раз. Перескажи его от имени котенка, а затем от имени директора цирка. Одинаковые ли сообщения у тебя получились?

ЧТО СНИТСЯ КОМПЬЮТЕРАМ

За городом, на взлетной площадке планеты ГРЭПЛ, собрались роботы Ай, Эй и Ух. Они работали спасателями на “Скорой Компьютерной Помощи” и каждое утро съезжались сюда на своих бесшумных космических мотоциклах, чтобы провести планерку1 и разлететься по вызовам.

– Я вчера был на планете Телевизоров, – стал рассказывать Ух, – еле ноги унес. Телевизоры взяли в плен наш лучший компьютер и заперли его в сейф. Говорят, у них столько интересных передач, а жителям планеты подавай лишь интернет-сайты.

Выставили сторожевые посты – на каждом квадратном метре по четыре телевизора. Я даже приземлиться не смог. Пришлось освобождать компьютер с помощью гигантского магнита.

– А я, – сказал Эй, – только что вернулся с Библиотечной планеты. Книгам надоело скучать на полках, и, пока читатели спали, они выбрались из своих библиотек и подгребли под себя все компьютеры планеты. Я неделю разбирал эти книжные завалы и разносил книги по библиотекам.

– А я… – начал робот Ай, но в эту минуту заработал мобильный: пришло срочное сообщение с Детской планеты.

Ай завел свой мотоцикл и полетел.

В аэропорту Детской планеты робота обступили Продавец игрушек, Продавец мороженого и Продавец воздушных шаров.

– Переезжаем на другую планету, – объявили они. – Здесь мы никому не нужны. Игрушки чихают от пыли, потому что их давно уже никто не берет в руки. Мороженое тает.

Воздушные шары разучились летать.

– А где же ваши мальчики и девочки? – удивился Ай.

– Играют в компьютерные игры.

Вдруг раздался крик: “Спасите! Помогите!” – и к Аю подлетело густое белое облако. Из него выпрыгнул компьютер и спрятался за спиной у робота.

1 Планерка (разг.) – короткое рабочее совещание.

– Это я посылал сигнал о помощи, – грустно сказал компьютер. – Заберите меня отсюда. Я так мечтаю выспаться! Мой дисплей скоро ослепнет от перегрузок. У клавиатуры началось что-то вроде зубной боли, а мышка готова оторваться от системного блока и шмыгнуть в какую-нибудь норку. И вообще не хочу больше быть компьютером!

Надоело всю жизнь сидеть на одном месте. Если бы я быт мальчиком или девочкой, то целыми днями катался бы на лыжах. Футбол, баскетбол, коньки, велосипед!

Вот где удивительный мир чудес!

И как только он это сказал, появилось еще одно белое облако и из него высыпала разноцветная толпа о-о-очень сердитых ребятишек мал мала меньше.

– Немедленно верните наш компьютер! – потребовали они.

– У него сильное переутомление, – возразил Ай. – Мне придется беднягу полечить. Всякой машине тоже, между прочим, нужен отдых. Вы его когда последний раз выключали?

– Не помним… – пожали плечами мальчики и девочки. – А что нам делать без компьютера?! Он с нами в шахматы играет и музыку может сочинять, на всех языках мира говорит и все на свете знает. Больше всего мы любим компьютер, а если его выключить, нам нечего будет делать.

– А разве вы больше ничего не умеете? – удивился Ай. – У нас на планете ГРЭПЛ есть “тихий час” для компьютеров. Когда они отдыхают, мы соревнуемся друг с другом: кто быстрее всех превратится в гоночную машину, перепрыгнет через футбольное ноле или поднимет самый тяжелый груз. Почему бы вам не попробовать обходиться без компьютера хотя бы несколько часов в день?

Вот увидите, вам понравится!

Компьютер уложили на покой, и он спал, пока не выспался – целые сутки. Три Продавца срочно распаковали свои чемоданы и стали предлагать детворе игрушки, мороженое и воздушные шары. Робот построил для ребят спортивную площадку, а для компьютера придумал новую программу.

Благодаря ей тот теперь может переформироваться в железного человечка: половину дня работать компьютером, половину дня – тренером на спортивной площадке.

Детскую планету никто уже больше не хочет покидать, потому что это самая интересная и веселая планета на свете.

Тамара Шульга

– Кем работали Ай, Эй и Ух? С какими неприятностями они столкнулись на планете Телевизоров и Библиотечной планете? Что случилось на Детской планете? О чем мечтал компьютер с этой планеты?

Почему после помощи роботов Детская планета стала “самой интересной и веселой на свете”?

Какие необычные слова встретились тебе в тексте сказки? Понимаешь ли ты их значение?

Раздели текст сказки на части. Подбери к каждой из них название.

Еще раз прочитай сказку по составленному тобой плану.

– Назови произведения, прочитанные в этом разделе. Объясни название раздела.

Какие самостоятельно прочитанные тобой произведения ты посоветовал бы поместить в этот раздел? Выбери одно из произведений раздела и расскажи, что необычного было в нем. Какие новые слова и выражения ты запомнил?




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)

Страна Фантазии