Проблема личной ответственности человека за свои поступки (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)

Роман Достоевского не случайно назван “Преступление и наказание”, хотя большая его часть посвящена преступлению Раскольникова и связанным с ним событием. Автор указывает на неизбежность наказания не только со стороны государства, но и с точки зрения собственной совести. Достоевский убеждает нас в том, что любой поступок ведет за собой какие-то другие, иногда неожиданные действия.

Такой груз неожиданных последствий несет на себе теория Раскольникова. В своей статье, написанной за полгода до преступления, он говорил о делении человечества

на два разряда: обыкновенных, способных быть лишь материалом для истории, и необыкновенных, которые могут во имя великой цели переступать через нравственные законы общества. И не просто переступать, а не терзаться при этом муками совести и не нести никакой ответственности. Чтобы определить, к какой категории относится он сам, Раскольников задумывает и совершает убийство с ограблением. Он считает, что зловредная старушонка Алена Ивановна станет первой ступенькой в его восхождении к власти над миром.

Раскольников хочет спасти всех униженных и обездоленных – Мармеладовых, девочку на бульваре, своих

близких. Но уже первый шаг на этом благородном пути связан с кровью и грехом – он ведь убил не только старуху, но и ее сестру Лизавету. Соня Мармеладова с ее идеалом Христа пытается убедить Раскольникова в необходимости предстать перед судом, покаяться.

Но, даже идя на каторгу, Родион не разуверился в собственной идее. Долгое время он переживал лишь из-за того, что он – не сверхчеловек, потому что его мучает совесть. Улик, по сути, не было, и Родион мог бы избежать наказания. Но окончательным толчком к признанию стало самоубийство Свидригайлова.

Свидригайлов – преступник по сути, на его счету несколько загубленных жизней. Он считает, что ему все дозволено, что он выше других, и в этом его позиция совпадает с теорией Раскольникова. Свидригайлов способен пойти на ложь, шантаж, даже на убийство не ради великой цели, а просто от скуки, от пустоты жизни. Осознание тупика и безнадежности такой жизни приводит Свидригайлова к самоубийству. Это – не только расплата за многие грехи, но и моральный крах.

Узнав о смерти Свидригайлова, Раскольников признается в собственном преступлении. Он постепенно понимает, что всякая идея сверхчеловека оборачивается духовной пустотой, бездной. И это – самая страшная плата за его идею. Попав на каторгу, Раскольников столкнулся с отчуждением других преступников, которые видели в нем всего лишь неумелого убийцу, барина.

И это было еще одним разоблачением его теории – бесчеловечной, жестокой, а не нацеленной на добро. Истинной платой за свое преступление стала для Раскольникова не тюрьма, не каторга, не расставание с привычной жизнью, а муки совести и духовный кризис, связанный с крушением идеи о сверхчеловеке. Только переболев и перестрадав, Раскольников раскаялся полностью, по-настоящему, и обрел новые, христианские идеалы.

А следование им предполагает вечный подвиг, вечную расплату и вечную ответственность не только за свои поступки, но и за поступки других.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 2.50 out of 5)

Проблема личной ответственности человека за свои поступки (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)