Песня о Буревестнике – памятник времен русских революций

“Песня о Буревестнике” – это одно из известнейших произведений Максима Горького. Написано на злобу дня своего времени – начала XX столетия – оно в аллегорической форме содержало призыв к борьбе, к действию. Учитывая то, какими были последствия революционной бури, что ее звали Буревестник, произведение начали воспринимать едва не иронически.

И если внимательно прочитать текст, можно увидеть в образе Буревестника обобщенный образ человека с активной жизненной позицией. Гордый, бесстрашный Буревестник противопоставлен пугливому

пингвину, который “толстое тело боязливо прячет в скалах”. Этот пингвин, гагары, чайки – все эти герои как-нибудь стараются уберечься от жизненных битв. Они олицетворяют слабость обывательской позиции большинства тех, кто старался избежать любых изменений в жизни.

Эта позиция вызвала осуждение Горького, учитывая требования времени – предшествующие русским революциям. Пассивная позиция обывателя расценивалась писателем как измена общественным идеалам, стремление к свободе.

Именно этим объясняется пафос писателя, который восхищается смелостью и храбростью Буревестника, который посмел откровенно

всему миру крикнуть о своей готовности к буре: “В вопле этом – жадность бури! Силу гнева, пламень жара, неизбежность победы слышат тучи в этом вопле”. Неравнодушие к жизни, готовность к изменениям, чувство достоинства – вот что поражает в образе Буревестника.

Это тем больше ценно перед грозными событиями, которые Горький срисовал через аллегорическую картину: “Все мрачнее и ниже тучи скучиваются над морем, и поют, ринутся волны в высоту навстречу грома”.

Итак, Максим Горький в “Песне о Буревестнике” отобразил определенную социальную позицию, которая отвечала требованиям времен русских революций. По законам романтического произведения, он создал героический образ, который привлекал смелостью своей позиции, стремлением действовать во имя изменений жизни в лучшую сторону.

В истории было немало переломных моментов, но начало ХХ столетия было особым даже среди них. Его можно назвать порой неоднородности развития цивилизации, столкновения культурных эпох, которые уже потом вылились в политические катаклизмы. Ломались традиции, как обычные во многих странах, так и художественные.

Моральное смятение, общая неосведомленность, разочарование и самые разнообразные поиски властвовали в душах людей. Предчувствием перемен была преисполнена атмосфера. И, как всегда, среди творческих людей находились те, что жили именно этим особым предчувствием и были способны передать его в своих произведениях.

Таким писателем был и Максим Горький в ранний период творчества.

Молодость, идеализм и чрезвычайно богатый для его возраста жизненный опыт предопределяли свежесть взгляда на события, разрешавшего открывать новые ракурсы, находить новые темы, образы, новый стиль. Романтизм ранних рассказов Горького сильно отличался с традициями классического романтизма. Сугубо новаторскими стали его “песни” и сказки-легенды, метафоричные, очень актуальные по тематике и полные чрезвычайной веры в человека.

Именно в них самим выразительно передан дух эпохи. Возникает новое направление – революционный романтизм (хотя Горького считают, прежде всего, создателем другого направления – так называемого социалистического реализма). Не случайно политические деятели реагировали на творчество Максима Горького сильнее и быстрее литературного круга, а с символическим образом Буревестником в воображении людей соединился образ самого писателя.

Действительно, его “Песня о Буревестнике”, написанная в 1901 году, т. е. в самом начале века, вызвавшего самые сильные страсти, какие только имели любые литературные произведения. “Указанное стихотворение оказало сильное впечатление на литературные круги известного направления, при этом Горького стали называть не только “Буревестник “, но и” буреглашатаем “, так как он не только заявляет о будущей буре, но зовет бурю за собой”, – удостоверяет справка департамента полиции, и, наверное, тяжело найти лучшее доказательство.

В “Песне о Буревестнике” выразительно передан боевой дух, страстная жажда свободы: на фоне игры стихий, когда почти все живое замирает или прячется, “гордо польется Буревестник”. Бесстрашная птица бросает вызов всему миру.

Это произведение было поворотным и для самого Горького, его судьба как литератор окончательно переплетается с его судьбой как политического деятеля. Становится тяжело различить, где заканчивается одно и где начинается другое. В 1902 году его избирают почетным академиком, но результаты выборов отменяют из-за сугубо политических причин с прямым вмешательством самого царя.

В. Короленко и А. Чехов в знак протеста отказываются от этого же звания: литература и политика снова смешиваются воедино, и это тоже – характерная примета тех времен.

“Песню о Буревестнике” активно использовали в агитации среди рабочих кругов социал-демократы и большевики. Вождь большевиков Ленин использует образ Горького в своих статьях. Один из них – “Перед бурей” – заканчивается цитатой с “Песни о Буревестнике”: “Пусть сильнее грянет буря!”

Но и мир искусства начинает видеть в Горьком именно литератора нового типа, “визиткой” которого для всех является опять-таки именно “Песня о Буревестнике”. По признанию А. Куприна, в его повести “Поединок” “все смелое и буйное” принадлежало автору “Песни о Буревестнике”. Он писал Горькому: “Если бы вы знали, как много я научился от Вас, и как я признателен Вам за это”.

Образ Буревестника будто распространяется на все дальнейшее творчество Горького: например, артист В. Качалов называл “пьесой – Буревестник” пьесу “На дне”. Другой писатель и драматург, Л. Андреев, тоже упоминал “Песню о Буревестнике” во вступлении к сборнику своих произведений. Напоследок следует обратить особое внимание: здесь подчеркивается голова в “Песне о Буревестнике” – то, за что и любили современники Горького в этом произведении.

Горький сумел передать именно самую типовую и обобщенную сущность стремлений большинства своих современников. Не только настроение, не только образ. Символичное содержание метафор “Песни…” очень легко разгадывается, они простые, но большая глубина и не была требуемой. В этом случае простота – не недостаток.

Масштабность чувства, знакомого понемногу всем современникам Горького, присоединилась в “Песне о Буревестнике” к способности раздувать в настоящее пламя “нерешенные”, но уже имеющиеся желания, и таким образом вдохновить других.

Иначе говоря, “Песня о Буревестнике” стала отражением одного из самых суетливых моментов того времени, своеобразным документом-памятником. Не фактографичным, а эмоциональным, что не менее важно. Сама тогдашняя популярность этого произведения доказывает правильность почувствованных Горьким тенденции из духовной жизни людей, что в свою очередь свидетельствует о художественной мастерство автора.

Если мы желаем узнать, что происходило в начале прошлого века, можно заглянуть в учебник истории, но если нас интересует, что чувствовала тогда значительная часть людей – об этом нам расскажет “Песня о Буревестнике”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Песня о Буревестнике – памятник времен русских революций