Образ России и народа в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”

Русь! Русь!.. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе?.. ‘Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца?

Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?.. Н. В. Гоголь “Мертвые души” Н. В. Гоголя – это не только сатира на Россию Чичиковых и Собакевичей, но и лирическая поэма о России – родине великого народа. Гоголь писал “Мертвые души” не как спокойный созерцатель жизни, а как горячий патриот, уверенный в великом будущем России понимавший свой народ и ненавидевший

все то, что мешало развитию народных сил.

В помещичьей и чиновничьей среде Гоголь не обнаружил ни одного порядочного человека. Она населена мерзавцами, мошенниками и пошляками. Полным контрастом предстает в изображении писателя Россия народная, в которой он, по слову Белинского, увидел “плодовитое зерно русской жизни”. Чем дальше движется сюжет “Мертвых душ”, тем больше расширяется поэтический диапазон поэмы, ярче вырисовывается поэтический облик народа и России.

Гоголь чувствует душу русского народа. В поэме с подъемом и восхищением говорится о его удали, смелости, о любви к свободной

жизни. Рассуждения Чичикова о крепостных и беглых крестьянах имеют глубокое значение. Крестьяне, несмотря на крепостное право, не стали рабами по натуре. Они бегут из помещичьих усадьб на окраины России.

Абакум Фыров подался на Волгу, работает и гуляет с ватагой бурлаков. Писатель не верит в покорность и смирение мужика. “Бог ведает, трудно знать, что думает дворовый крепостной человек в то время, когда барин ему дает наставления”, – многозначительно замечает писатель. Непокорные мужики селений Вшивая Спесь и Боровки снесли с лица земли земскую полицию. Гоголь далек от революционных настроений, но в данном случае он восхищается своим народом. Интересен рассказ Собакевича о достоинствах умерших крестьян, “словно бы они все живы и здоровы”.

Давно уже нет на свете непревзойденного умельца – печника Милушкина, или искуснейшего каретника Михеева, или чудо-сапожника Максима Телятникова, или Пробки Степана, могучей силищи мужика, или бойкого Еремея Сорокоплехина, приносившего оброку до пятисот рублей, а память о них жива. Чичиков, возвратившись в город, с необычным для него искренним волнением и юмором размышляет о горестной судьбе мужиков. Конечно, понимаешь, что это рассуждения не Чичикова, это лирический голос самого автора, который восхищается русским народом.

Любовь писателя к своей родине и к своему народу наиболее полно выразилась в пророческом уподоблении России со стремительно несущейся тройкой: “Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”. Герцен высоко ценил патриотизм Гоголя, он писал, что “Мертвые души” – “удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Образ России и народа в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”