Нелинейное письмо как атрибут литературы постмодернизма

Сочинение на примере творчества Милорада Павича. “Первый писатель третьего тысячелетия”, “Шахерезада XXI ст.” – такими эпитетами характеризуют литературные критики творчество сербского писателя Милорада Павича (нар. 1929 г.). Произведения этого художника ярчайше демонстрируют черты постмодернизма.

Им присуще критическое отношение к рациональным основам бытия, понимание неоднозначности и противоречивости мироздания, деструкция единства, множественность как главная основа существования. В своих произведениях М. Павлин отказывается

от линейного письма, при котором тексты по обыкновению неизменяемые: они предохранятся, будто музейные экспонаты, в них нельзя изменить ни одного слова, переставить местами главы.

Отбрасывая “монопольное право автора на истину”, Павлин своими книгами приглашает читателя к сотворчеству, для чего широко использует игру с текстом и читателем. Произведения этого писателя, непривычные по структуре, можно читать как традиционным способом – с листа, игра на компьютере.

Славу писателя первой величины, который открыл новую главу в истории мировой литературы, М. Павичу – известному специалисту

из классической филологии – принесло произведение “Хозарский словарь” (1983). Этот роман-словарь, посвящен истории воинствующего кочевого племени, состоит из трех книг: Красной книги (христианские источники о хозарском вопросе), Зеленой книги (исламские источники о хозарских вопросах). Желтой книги (еврейские источники о хозарском вопросе), – каждая из которых в свою очередь, как любой справочник, составляется из словарных статей. В указаниях “Как пользоваться словарем” автор предлагает читателю пользоваться книгой на собственное усмотрение: то ли отыскивать нужное имя или слово, то ли читать подряд с начала до конца. Три книги словаря – Желтый, Красный, Зеленый – можно читать в любой последовательности, сначала один, потом другой, а можно читать по диагонали – сравнивая статьи из разных источников, одни и те же события или одно и то же историческое лицо.

Таким образом автор предлагает огромное количество возможных комбинаций статей, которую читатель избирает сам.

В содержании романа “Пейзаж, нарисованный чаем”, который имеет подзаголовок “Роман для любителей кроссвордов” представлено указания автора “Как читать роман горизонтально”, “Как читать роман вертикально”. В этом произведении читатель, варьируя комбинации сегментов текста, имеет возможность устанавливать новые связи между ними, наполнять их новым содержанием, изменяя начало и конец романа, влиять на судьбу персонажей.

Роман “Последняя любовь в Константинополе” с подзаголовком “Пособие из ворожения” составлен из 22 (0-21) глав, которые имеют названия карт Тара. Это произведение – своеобразная романтическая интерпретация карт Тара, где каждая карта стала отдельным рассказом. Тем не менее с Тара связано не только название глав, а и их последовательность: от того, как лягут карты, комплект которых включен к книге, зависит движение сюжета и характер развязки.

Раскладывая карты, читатель принимает непосредственное участие в создании текста.

Структуру еще одного романа – “Ящик для письменной принадлежности” – его название. Отпирая один за другим ящики, где сохраняется сверток почтовых открыток, прядь волос, глиняная колыбель, судебный журнал, читатель попадается в дематериализованное пространство с многочисленными лабиринтами со временем, направленном от смерти до перерождения. Воссоздавая путь, пройденный главным героем, читатель приходит к пониманию глубинного смысла романа.

В послесловии к сборнику рассказов “Русский хорт” Павич говорит, что два рассказа в нем находятся в такой тесной взаимосвязи, что “на вопрос, поставленный в одном из них, можно получить ответ ко второму, а прочитанные вместе они образовывают третью историю”. Давая подсказку, что один из рассказов называется “Варшавский рог”, а вопрос, поставленный в другом, звучит: “И кто-то сейчас забирает у меня мои воспоминания и присваивает их себе?”, автор предлагает тем, кто пожелает, найти и объединить эти два самостоятельных рассказа. “Эту двадцатую историю в сборнике из девятнадцати рассказов писатель дарит счастливому исследователю”, – говорит М. Павич.

Тяжело отказаться от щедрого дара сотворчества, и потому количество почитателей этого необыкновенного художника со временем неуклонно возрастает.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 2.50 out of 5)

Нелинейное письмо как атрибут литературы постмодернизма