Лирический герой в поэзии С. Есенина

Россия! Кто ты? Марево иль путь?

Куда же мне, куда теперь идти? С. А. Есенин В общении из крестьянской семьи, Есенин глубоко впитал в себя атмосферу родного края и отразил ее в своих стихах: Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной… В общении с природой, со всем, что его окружало, поэт переживал то радость, то горечь, то сожаление, то успокоение, то грусть.

Противоречив и характер лирического героя. Он ощущает то неудовлетворенность жизнью, то тихую умиротворенность, то вспышки самых буйных сил. Чувство

горестного недовольства судьбой иногда прорывается в бунт, в настроение бродяжничества, хулиганства: “Покину хижину мою, уйду бродягою и вором”.

В стихотворении “О Русь, взмахни крылами…” он ополчается на самого Бога, грозя ему ножом из голенища: Сшибаю камнем месяц И на немую дрожь Бросаю, в небо свесясь, Из голенища нож. М. Горький объяснил эти мотивы конфликтом, столкновением крестьянского поэта с капиталистическим городом, который встретил поэта, “как обжора встречает землянику в январе. Мне кажется, хулиганил он из отчаяния, из предчувствия гибели, а также из мести городу”. Октябрьскую

революцию Есенин изобразил в стихотворении “Преображение”, которое написал в ноябре 1917 года. Революция здесь названа “светлым гостем”, представлена началом великого изобилия. “Словно ведра, наши будни он наполнит молоком”.

Однако в реальной жизни изобилия не было. В автобиографии Есенин отметил, что принимал революцию “по-своему, с крестьянским уклоном”. Многое и вовсе не принимал. Все это послужило причиной духовного кризиса, пережитого поэтом в годы военного коммунизма.

Есенину было жаль патриархальности русской деревни, на которую покушался социализм. В стихотворении “Иорданская голубица” деревенское прошлое дано в образе плывущего по небу впереди гусиной стаи, убивающегося от тоски лебедя. Поэт с горечью вопрошает: Не ты ль так плачешь в небе, Отчалившая Русь? Поэту казалось, что новая жизнь, при которой родные поля оглашаются звуками “железного коня”, нарушает извечную гармонию человека с природой.

Однажды из окна вагона он увидел маленького жеребенка, который бежал изо всех сил, боясь отстать от поезда. Этот случай послужил толчком к написанию поэмы “Сорокоуст”, где образ жеребенка символизировал старую деревенскую жизнь. Многое в мировоззрении поэта изменила его поездка в Америку.

До чего ж не понравились ему ни Европа, ни Америка! “Что сказать об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом?.. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет”, – писал он. Возвращение на Родину стало праздником.

Есенин уже не возражает против индустриализации, хочет “стальною видеть бедную, нищую Русь”. Он признает необходимость перемен, но самому себе не находит места в новой жизни: Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев. А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки присмирев. Печаль поэта обращена внутрь – к своей душе, к своим прежним не до конца перегоревшим чувствам: привязанности к избяному миру, к первозданной природе, “к тем полям, что когда-то любил”. Не могла пройти бесследно для поэзии Есенина и его неудавшаяся личная жизнь. Лирика Есенина автобиографична.

В ней и жизнь поэта, и радость, и печаль. В последних своих стихах он размышляет о прожитой жизни. Стихи эти можно условно назвать зимними, так много в них образов русской зимы: Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона. И березы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь?

Умер? Уж не я ли сам? Сергей Есенин, этот чародей русской лирики, оставил нам изумительные стихи, которые учат любить все живое и всегда оставаться людьми.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Лирический герой в поэзии С. Есенина