КОТЕНОК ГОСПОДА БОГА – Людмила Стефановна ПЕТРУШЕВСКАЯ (род. в 1938г.)

В ПЛЕНУ УДИВИТЕЛЬНЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ

Людмила Стефановна ПЕТРУШЕВСКАЯ (род. в 1938г.)

КОТЕНОК ГОСПОДА БОГА

Одна бабушка в деревне заболела, заскучала и собралась на тот свет.

Сын ее все не приезжал, на письмо не ответил, вот бабушка и приготовилась помирать, отпустила скотину в стадо, поставила бидончик чистой воды у кровати, положила кусок хлеба под подушку, поместила поганое ведро поближе и легла читать молитвы, и ангел-хранитель встал у нее в головах.

А в эту деревню приехал мальчике мамой.

У них все было неплохо, их собственная

бабушка функционировала, держала сад-огород, коз и кур, но эта бабушка не особенно приветствовала, когда внук рвал в огороде ягоды и огурцы: все это зрело и поспевало для запасов на зиму, на варенье и соленье тому же внуку, а если надо, бабушка сама даст.

Гулял этот выгнанный внук по деревне и заметил котенка, маленького, головастого и пузатого, серого и пушистого.

Котенок приблудился к ребенку, стал тереться о его сандалики, навевая на мальчика сладкие мечты: как можно будет кормить котеночка, спать с ним, играть.

И мальчиков ангел-хранитель радовался, стоя за его правым плечом, потому что всем известно, что

котенка снарядил на белый свет сам Господь, как он всех нас снаряжает, своих детей.

И если белый свет принимает очередное посланное Богом существо, то этот белый свет продолжает жить.

И каждое живое творение – это испытание для уже заселившихся: примут они новенького или нет.

Так вот, мальчик схватил котенка на руки и стал его гладить и осторожно прижимать к себе.

А за левым локтем его стоял бес, которого тоже очень заинтересовал котенок и масса возможностей, связанных с этим именно котенком.

Ангел-хранитель забеспокоился и стал рисовать волшебные картины: вот котик спит на подушке мальчика, вот играет бумажкой, вот идет гулять, как собачка, у ноги…

А бес толкнул мальчика под левый локоть и предложил: хорошо бы привязать котенку на хвост консервную банку! Хорошо бы бросить его в пруд и смотреть, умирая со смеху, как он будет стараться выплыть! Эти выпученные глаза!

И много других разных предложений внес бес в горячую голову выгнанного мальчика, пока тот шел с котенком на руках домой.

А дома бабка тут же его выругала, зачем он несет блохастого в кухню, тут в избе свой кот сидит, а мальчик возразил, что он увезет его с собой в город, но тут мать вступила в разговор, и все было кончено, котенка велено было унести откуда взял и бросить там за забор.

Мальчик шел с котенком и бросал его за все заборы, а котенок весело выпрыгивал навстречу ему через несколько шагов и опять скакал и играл с ним.

Так мальчик дошел до заборчика той бабушки, которая собралась умирать с запасом воды, и опять котенок был брошен, но тут он сразу же исчез.

И опять бес толкнул мальчика под локоть и указал ему на чужой хороший сад, где висела спелая малина и черная смородина, где золотился крыжовник.

Бес напомнил мальчику, что бабка здешняя болеет, о том знала вся деревня, бабка уже плохая, и бес сказал мальчику, что никто не помешает ему наесться малины и огурцов.

Ангел же хранитель стал уговаривать мальчишку не делать этого, но малина так алела в лучах заходящего солнца!

Ангел-хранитель плакал, что воровство не доведет до добра, что воров по всей земле презирают и сажают в клетки как свиней, и что человеку-то стыдно брать чужое – но все было напрасно!

Тогда ангел-хранитель стал напоследок нагонять на мальчишку страх, что бабка увидит из окна.

Но бес уже открывал калитку сада со словами “увидит, да не выйдет” и смеялся над ангелом.

А бабка, лежа в кровати, вдруг заметила котенка, который влез к ней в форточку, прыгнул на кровать и включил свой моторчик, умащиваясь в бабушкиных замерзших ногах.

Бабка была ему рада, ее собственная кошка отравилась, видимо, крысиным ядом у соседей на помойке.

Котенок помурчал, потерся головой о ноги бабушки, получил от нее кусочек черного хлеба, съел и тут же заснул.

А мы уже говорили о том, что котенок был не простой, а был он котенком Господа Бога, и волшебство произошло в тот же момент, тут же постучались в окно, и в избу вошел старухин сын с женой и ребенком, увешанный рюкзаками и сумками: получив материно письмо, которое пришло с большим опозданием, он не стал отвечать, не надеясь больше на почту, а потребовал отпуск, прихватил семью и двинул в путешествие по маршруту автобус – вокзал – поезд – автобус – автобус – час пешком через две речки, лесом да полем, и наконец прибыл.

Жена его, засучив рукава, стала разбирать сумки с припасами, готовить ужин, сам он, взявши молоток, двинулся ремонтировать калитку, сын их поцеловал бабушку в носик, взял на руки котенка и пошел в сад по малину, где и встретился с посторонним пацаном, и вот тут ангел-хранитель вора схватился за голову, а бес отступил, болтая языком и нагло улыбаясь, также вел себя и несчастный воришка.

Мальчик-хозяин заботливо посадил котенка на опрокинутое ведро, а сам дал похитителю по шее, и тот помчался быстрее ветра к калитке, которую как раз начал ремонтировать бабкин сын, заслонив все пространство спиной.

Бес ушмыгнул сквозь плетень, ангел закрылся рукавом и заплакал, а вот котенок горячо вступился за ребенка, да и ангел помог сочинить, что-де вот полез мальчик не в малину, а за своим котенком, который-де сбежал. Или это бес сочинил, стоя за плетнем и болтая языком, мальчик не понял.

Короче, мальчика отпустили, а котенка ему взрослый не дал, велел приходить с родителями.

Что касается бабушки, то ее еще оставила судьба пожить: уже вечером она встала встретить скотину, а наутро сварила варенье, беспокоясь, что все съедят и нечего будет сыночку дать в город, а в полдень постригла овцу да барана, чтобы успеть связать всей семье варежки и носочки.

Вот наша жизнь нужна – вот мы и живем.

А мальчик, оставшись без котенка и без малины, ходил мрачный, но тем же вечером получил от своей бабки м иску клубники с молочком неизвестно за что, и мама почитала ему на ночь сказку, и ангел-хранитель был безмерно ради устроился у спящего в головах, как у всех шестилетних детей.

Читаем, размышляем, обсуждаем…

1. Расскажите, какие чувства и мысли вызвал у вас прочитанный рассказ.

2. Совпали ли ваши предположения о произведении, вызванные его названием, с прочитанным текстом?

3. Сформулируйте, о чем этот рассказ.

4. Охарактеризуйте главных героев произведения. Кто из них у вас вызывает симпатию и наоборот? Почему?

5. Найдите в тексте и прочитайте описание котенка. Есть ли что-либо необычное в этом описании?

6. Как автор обосновывает, почему это не простой котенок, а котенок Господа Бога? А вы согласны с таким объяснением? Аргументируйте свой ответ.

7. Расскажите, как и почему в жизни мальчика появляется котенок. Случайно ли это?

8. Как вы думаете, может ли история, описанная в произведении, произойти в жизни? Почему?

9. Раскройте смысл финала рассказа.

10. Перескажите прочитанное произведение.

ПОДЫТОЖИМ ИЗУЧЕННОЕ В РАЗДЕЛЕ “УРОКИ ВОСПИТАНИЯ СЕРДЦА”

1. Объясните, как вы понимаете название и эпиграф этого раздела.

2. Прокомментируйте мысль известного украинского педагога В. А. Сухомлинского: “Годы детства – это прежде всего воспитание сердца”.

3. Подумайте, что объединяет рассказы, представленные в этом разделе. Обоснуйте свой ответ.

4. Расскажите, какие жизненные уроки извлекли вы из прочитанных произведений.

5. Прокомментируйте высказывание исследовательницы A. Акимовой о рассказах А. П. Платонова: “Он не хотел развлекать, придумывать истории, уводящие подальше от жизни… его писательская цель была другая: открыть мир и помочь ему ста ть на деле лучше…”.

6. Объясните, как вы понимаете смысл названия прочитанного произведения В. П. Астафьева.

7. Выразительно прочитайте последний абзац рассказа B. П. Астафьева “Конь с розовой гривой”. Как вы думаете, почему главный герой не может забыть “бабушкин пряник”?

8. Раскройте значение образа котенка в жизни героев рассказа Л. С, Петрушевской “Котенок Господа Бога”.

9. Какие сказочные элементы присутствуют в рассказе Л. С. Петрушевской? Определите их роль в тексте.

10. Приходилось ли вам встречаться с бескорыстным добром? Расскажите об этом.

11. Какие “уроки воспитания сердца” вы вынесли, читая произведения из этого раздела?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.50 out of 5)

КОТЕНОК ГОСПОДА БОГА – Людмила Стефановна ПЕТРУШЕВСКАЯ (род. в 1938г.)