Изображение любовных взаимоотношений в эссе “Джакомо Джойс”

Разве можно понять что-нибудь в любви… Булат Окуджава.

Джеймс Джойс был одним из основателей европейского модернизма. Его произведения обозначены смелым экспериментом с языком и стилем, средствами изображения внутреннего мира человека. Ярким примером воплощения модернистской поэтики писателя стало его психологическое эссе “Джакомо Джойс”.

С чего начинается любовь? С дрожащей точки зрения фиолетовых зрачков, которая жалит жгучей иглой? Со стука высоких каблуков на звонких каменных ступеньках, который долго-долго слышен

в сердце?

Или с радушного румянца, который зажигается на бледных щеках, пока ты проговариваешь некоторые слова о будничных вещах? И что делать с темной волной ощущений, которая окутывает снова и снова, и снова? А любимая девушка намного младше тебя, она – твоя ученица, а у тебя и вдобавок есть жена.

Эти неотвратимые вопросы возникают перед лирическим героем эссе Джеймс Джойса “Джакомо Джойс”, которое написано в виде ряда фрагментов. Произведение представляет собой своеобразную художественно – дневниковую летопись истории любви, переживаний, ассоциаций, воспоминаний героя.

Кто она, его любимая?

Молодое благородное лицо, “выточенная резцом внутрисемейных

Браков, вызревшая в оранжерейной уединенности своего народа”. Полувзрослая – полуребенок: девушка, которая еще не превратилась в женщину, и женщина, которая еще не потеряла детские черты. Она ассоциируется в сознании влюбленного то с трогательным жеребенком, который идет вслед за матерью-кобылой “с неуклюжей грацией”, с “холеной в неволе птицей”, то с “чернявым птенцом”, то с бесстыдной одалиской и звездной гадюкой.

Реальной основой содержания произведения была пережитая писателем влюбленность в Амалию Поппер, которая была частным учителем. Фрагменты, из которых состоит эссе, фиксируют отдельные моменты любовных взаимоотношений, отражают вспышки чувств героя и воссоздают разные ракурсы образа любимой. В своей совокупности они передают нервный ритм любви от его первых шагов к исчерпанию чувств.

Музыкой в душе звучит дорогое имя. Невыносимая боль поселяется в сердце при мысли, что жизнь любимой в опасности. Счастливый смех, счастливое щебетание птенца, который спасся после бури. Переход души в душу, опустошение и снова наполнение другой душой…

Звездное небо, тьма Космоса. Куда улетела любовь? Пустошь.

Все имеет свое начало и свой конец. Любовь дает не только радость, а и мучение. И не может человек жить без любви.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 2.50 out of 5)

Изображение любовных взаимоотношений в эссе “Джакомо Джойс”