Літературне читання 2 клас – И. Н. Лапшина – 2012
Дело мастера боится
ИГОЛКИНА РОДНЯ
Жили да были на свете семьдесят семь сестер – семьдесят семь гор. И у каждой горы было свое имя. Одна гора называлась Глиняной, потому что она была из глины. Другая звалась Песчаной, потому что она была из песка. Третья – Каменной, потому что она была из камня.
И Соленая гора была, из нее добывалась соль.
Только одну, семьдесят седьмую, гору никто никак не называл. Так и жила она без имени, безыменной горой.
Раз в году сестры-горы праздновали
Третья – источниками, что из нее вытекали. Молчала только одна, семьдесят седьмая, безымянная гора.
– Неужели тебе нечего сказать о себе? – спрашивали сестры-горы.
А гора все молчала да молчала. Год молчала. Два молчала… Сто лет…
Тысячу лет…
Одни считали ее гордой, другие – пустой. Коли молчит – значит, ей нечего сказать о себе.
Как-то на этой горе одна очень добрая и заботливая девочка шила своему младшему
Потому что иголки делались из костей рыб.
Сломала девочка иголку и заплакала. Боялась, что ее за это накажет мать. И так-то безутешно, так громко” что молчаливая безымянная гора ее пожалела и сказала:
– Перестань плакать, милая. Я подарю тебе такую иголку, которая не будет ломаться, кривиться и тупиться.
Гора выбросила девочке бурый камешек и велела его нагреть в костре так, чтобы он покраснел, потом побелел, а потом расплавился и стал жидким, как вода.
Девочка поблагодарила безымянную гору и принялась разводить костер. Долго она грела бурый камешек, пока он не раскалился докрасна. Еще дольше пришлось греть камень, чтобы он побелел.
А гора подбадривала девочку:
– Грей, грей, моя милая. Камень скоро расплавится.
Не жалея сил, подбрасывала девочка в костер топливо. И нагревала камень до тех пор, пока он не расплавился, как масло на горячей сковородке.
Когда камень расплавился и костер потух, девочка нашла в золе остывшие тяжелые капли.
– А где же иголка? – спросила гору девочка. – Ты обманула меня?
– Нет, – ответила гора. – Я не обманщица. Возьми эти капли, и твой отец сделает из них прекрасные иголки.
Отец очень удивился, когда девочка принесла ему тяжелые капли. Они походили на камень, но были тверже.
Их можно было мять и плющить, как глину, но они были прочнее ее. И отец девочки понял, что гора подарила людям новый материал, из которого можно делать не только прекрасные иголки, но и топоры и ножи. Острые. Крепкие.
Настоящие, не то что каменные или костяные.
Много ли, мало ли времени прошло, только назвали этот материал железом, а безымянную гору прозвали… Железной горой, а бурый камень – железной рудой. Люди стали выплавлять чудесный материал – железо. Так это было или нет, никто не знает.
Наверное, не так. Только все знают, что железная руда добывается в Железной горе. Не в котлах и не в ямах плавят теперь железную руду, а в печах. Жаркий-прежаркий огонь горит в этих плавильных печах и нагревает руду.
Краснеет руда… белеет руда… становится мягкой и, наконец, жидкой, огненной, сверкающей…
Остынет железо драгоценными тяжелыми слитками, и что хочешь из него, то и делай. Хоть швейную иголку, хоть острый топор, хоть зубастую пилу. И рельсы для железной дороги сделаешь, и корабль построишь.
Много теперь появилось у иголки сестер и братьев. Не пересчитаешь…
По Евгению Пермяку
Обрати внимание на то, что сказка разделена на части. Придумай заглавие для каждой из них (составь план) и расскажи сказку близко к тексту по составленному плану. Как ты думаешь, почему безымянная гора молчала и никогда не хвалилась перед людьми своими богатствами, как ее сестры?
Почему гора посчитала девочку достойной своего подарка? Найди и прочитай в тексте отрывок о том, как из железной руды получают железо. Что нового ты узнал?
Назови иголкиных братьев и сестер, которые перечислены в сказке, и тех, которые есть в вашем классе и у тебя дома. Рассмотри рисунки (с. 62, 63).
Какие отрывки из текста им соответствуют?