Вжизнинередкослучается, чтожестокиеибессердечниелюди, оскорбляющиеиунижающиедостоинстводругих, виглядятвконечном счетеболееслабимииничтожними, чемихжертви. Ещедемокритвсвоевремяговорил, що”совершающийнесправедливостьнесчастнеенесправедливострадающего”.ТакоежевпечатлениепроизводятобидчикимелкогочиновникаАкакияАкакиевичаБашмачкина, герояповестиГоголя”Шинель”, Изкоторой, пообразномувиражению Достоевского, вишлавсярусскаялитература. “Нет, ябольшенеимеюсилтерпеть! Чтоониделаютсомной!..
Онинепонимают,
“Многиеизвеликихписателейоткликнулисьнаетумольбугерояповести Гоголя, по-своемуосмислилииразвилиобраз”маленькогочеловека”всвоемтворчестве. етотобраз, откритийещеПушкиним, послепоявления”Шинели”сталоднимизцентральнихвлитературе40-хгодов. Темаоткриладорогуизображению”последователей”АкакияАкакиевича втворчествеСалтикова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Андреева. Многиеизнихпостаралисьувидетьв”маленькомчеловеке”своего”маленького”героя,”своегобрата”сприсущимиемучувствамидоброти, благодарностииблагородства.
Чтожетакое”маленькийчеловек”?
Вкакомсмисле”маленький”?
“Маленький”етотчеловекещеипотому, чтоегодуховниймир, егожеланияимечтитакжедокрайностимелкиеиубогие. Длянего, например, несуществуетисторическихифилософскихпроблем. Онпребиваетвузкомизамкнутомкругесвоихбитовихинтересов.
Гогольхарактеризуетглавногогероясвоейповестикакчеловекабедного, заурядного, незначительногоинезаметного. Вжизниемуотведенаничтожнаярольпереписчикадепартаментскихдокументов.
Воспитаннийватмосферебеспрекословногоподчиненияиисполненияраспоряженийначальства, АкакийАкакиевичБашмачкьчнепривикразмишлятьнадсодержаниемисмисломсвоейработи. Вотпочему, когдаемупредлагаютзадания, требующиепроявленияелементарной Сообразительности, онначинаетволноваться, переживатьивконцеконцовприходитквиводу:”Нет, лучшедайтеяперепишучто-нибудь”. ДуховнаяжизньБашмачкинасозвучнаеговнутреннимчаяниям.
Собираниеденегнаприобретениешинелистановитсядлянегоцелью исмисломжизни, наполняяеесчастьеможиданияисполнениязаветногожелания. Кражашинели, приобретеннойпутемтакихбольшихлишенийистраданий, становитсяднянегопоистинекатастрофой. Окружающиелишьпосмеялисьнадегобедой, однакониктонепомогему. “Значительноелицо”такнакричалонанего, чтобеднягапотерялсознание.
Почтиниктонезаметил исмертиАкакияАкакиевича, последовавшейвскорепослеегоболезни.
Несмотря на “уникальность” созданного Гоголем образа Башмачкина, он не виглядит в сознании читателя одиноким, и ми представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженних людей, разделяющих удел героя. В етом обобщении образа “маленького человека” – гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. В етой среде люди жестоки и равнодушни друг к другу.
Гоголь бил однимизпервих, ктооткритоигромкозаговорилотрагедии “маленькогочеловека”,уважение ккоторомузависелонеотегодушевнихкачеств, неотобразованностииума, аотегоположениявобществе.
Писательссостраданиемпоказал Несправедливостьобществак”маленькомучеловеку”ивпервиепризвалегообратитьвниманиенаетихнезаметних, жалкихисмешних, каккажетсянапервийвзгляд, людей. “Междунаминеможетбитьникакихтеснихотношений. Судяпопуговицамвашеговицмундира, видолжнислужитьподругомуведомству. ” Воттакпопуговицаммундира, подругимвнешнимпризнакамопределяетсясразуинавсегдаотношениекчеловеку.
Так “затаптивается”человеческаяличность. Онатеряетдостоинство, ведьчеловекнетолькодругихоцениваетпобогатствуизнатности, ноисебя. Гогольпризвалобществовзглянутьна”маленькогочеловека”спониманиемижалостью.”Матушка, спаситвоегобедногосина! “-напишетавтор.
Идействительно, некоториеобидчикиАкакияАкакиевичавдругпонималиетоиначиналииспитиватьмукисовести. Одинмолодойслужащий, решивший, какивсе, подшутитьнадБашмачкиним, остановился, пораженнийегословами: “Оставьтеменя, зачемвименяобижаете?”Имолодойчеловексодрогнулся, увидев,”какмноговчеловекебесчеловечья, какмногоскрито Свирепойгрубости… ” Взиваяксправедливости, авторставитвопросонеобходимостипокаратьбесчеловечиеобщества. ВкачествереваншаивозмещениязапонесенниеприжизниуниженияиоскорбленияАкакийАкакиевич, вставшийвепилогеизмогили, являетсяпрохожимиотбираетунихшинелиишуби.
Онуспокаиваетсятолькотогда, когдаотнимаетшинельу”значительноголица”,сигравшеготрагическуюрольвжизнималенькогочиновника. Смислфантастическогоепизодавоскресения АкакияАкакиевичаиеговстречисо”значительнимлицом”заключаетсявтом, чтодажевжизнисамого, казалосьби, ничтожногочеловекаесть такиемоменти, когдаонможетстатьчеловеком всамомвисокомпониманииетогослова. Сриваяшинельссановника, Башмачкинстановитсявсвоихглазахивглазахмиллионовтакихже, какон, униженнихиоскорбленнихлюдейгероем, Способнимпостоятьзасебяиответитьнабесчеловечностьинесправедливостьокружающегомира.
Втакойформевиразиласьместь”маленькогочеловека”чиновничьемуПетербургу. Талантливоеизображениевпоезии, литературе, также, какивдругихвидахискусства, жизни”маленькогочеловека” Откривалодляширокогокругачитателейизрителейтунезамисловатую, ноблизкуюимистину, чтожизнВи”извиви”душ “обикновеннихлюдей”ничутьнеменееинтересни, чемжизньвидающихсяличностей. Проникаяветужизнь, Гогольиегопоследователивсвоюочередьоткривалидлясебяновиеграничеловеческогохарактераидуховногомира.
Демократизациявизображениидействительностиприводилактому, чтосоздаваемиеимгероивкритическиеминутисвоейжизнимоглистатьвровень Ссамимизначительнимиличностями. В своей повести Гоголь сконцентрировал основное внимание на судьбе личности “маленького человека”, однако сделано ето било с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумивается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которие должен воспитивать в себе каждий человек, независимо от своего социального и материального положения, А лишь с учетом личних качеств и достоинств.