“Глаголом жги сердца людей” (А. С. Пушкин о назначении поэзии)

Тоскует он в забавах мира, Людской чуждается молвы, К ногам народного кумира Не склонит гордой головы. А. С. Пушкин Великий русский поэт А. С. Пушкин за свою короткую жизнь написал более восьмисот стихотворений. Их тематика различна.

Но особенно сильно волнует Пушкина тема предназначения поэзии и роли поэта. В стихотворении “Пророк”, написанном в 1826 году, Пушкин наиболее полно выразил свой взгляд на обязанности и призвание поэта. Согласно древним верованиям пророки возвещали людям волю богов, им было доступно проникновение в будущее. В стихотворениях Пушкина пророк выступает не только как прорицатель, провидец, но и как неподкупный судья, глашатай истины, смелый обличитель общественного зла.

Поэт использует библейскую символику, библейские мотивы, но придает им политическое звучание. В “Пророке” явление шестикрылого серафима помогает поэту обрести дар прозрения, способствует чудесному превращению его в пророка: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. Поэт-пророк, которому стало подвластно все,

слышит голос, повелевающий ему: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. В стихотворении “Поэт” Пушкин развивает тот же мотив о “божественном глаголе”.

Художник может быть “всех ничтожней” в обыденной жизни, но очищается от забот “суетного света” в священном служении своему высокому делу. Говоря об огромном значении поэта в жизни общества, Пушкин одновременно раскрывает всю трагичность его взаимоотношений с “толпой”. Стихотворение “Поэту” – сонет о подвиге поэта, о его мужестве перед лицом “толпы”, которая “бранит”, “плюет” на алтарь, где горит священный огонь поэзии. По мнению Пушкина, поэт должен быть твердым и спокойным, даже если услышит “суд глупца и смех толпы холодной”.

Этой же теме посвящено стихотворение “Поэт и толпа”, где обличается “чернь”, преследующая поэта за его отказ пренебречь своей свободой и независимостью. Травля, преследования… Но что они значат по сравнению с тем счастьем, которое дает творчество. В стихотворении “Арион” Пушкин утверждает спасительную силу поэзии – талант и слава поэта становятся залогом его бессмертия, поэтический дар оказывается сильнее стихии. В итоговом стихотворении “Памятник” Пушкин дает лаконичную и точную оценку своего творчества.

Он не только пишет о себе как о национальном русском поэте, оставившем след в памяти народной (к его памятнику “не зарастет народная тропа”), но и предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России. Свой “нерукотворный памятник”, свою будущую посмертную славу Пушкин связывает с самим существованием поэзии: И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. В четвертой, самой важной по содержанию строфе Пушкин утверждает, что право на всенародную любовь он заслужил гуманностью своей поэзии, что пробуждал лирой “чувства добрые”. Пушкин подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута вольнолюбивыми настроениями, духом свободы, восславлять которую в “жестокий век” было очень трудной и не всегда безопасной задачей. Конец стихотворения – традиционное обращение поэта к своей музе.

Муза должна быть послушна только “веленью божию”, то есть голосу внутренней совести, голосу правды и, следовательно, высокому предназначению. Это стихотворение было написано за несколько месяцев до трагической гибели великого поэта. Строки из него высечены на памятнике Пушкину в Москве.


“Глаголом жги сердца людей” (А. С. Пушкин о назначении поэзии)