М. Ю. Лермонтов является продолжателем традиций А. С. Пушкина. Но М. Ю. Лермонтов принадлежал уже к другому поколению. Он вырос и определился как человек и поэт в тяжелые годы, наступившие после разгрома восстания декабристов, и это наложило печать на его творчество. Если во времена Пушкина жизнь кипела, все жили надеждой на счастливые перемены, то в 30-е годы она замерла, а лучшие сыны отечества горестно вспоминали трагические события декабря.
Они потеряли смысл жизни, отказались от борьбы, от мечты о свободе. Но были люди, которые и в эти годы
Яркая трагическая характеристика поколения, выросшего в условиях мрачной реакции, дана в стихотворении “Дума”. Борьба декабристов с режимом рассматривается ими как “ошибка”: “Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов”. Новое поколение
Его грядущее – иль пусто, иль темно. Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Меткие сравнения усиливают представление о пустоте жизни дворянской молодежи.
Она проявляет “позорное малодушие перед опасностью”, покорно склоняет голову перед трудностями: К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы. Не вдохновляет их и искусство: “Мечты поэзии, создания искусства восторгом сладостным наш ум не шевелят”. У современников Лермонтова – образованных людей – нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей: “И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви”.
Нравственноопустошенные, апатичные, бездеятельные, они не способны на труд и подвиг. Участь их безотрадна: Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. Равнодушие – это духовная смерть человека. Сурово порицая свое поколение за это равнодушие, за отказ от общественно-политической борьбы, Лермонтов зовет его к нравственному обновлению, к пробуждению от духовной спячки.
Декабристские представления о долге, об идеале помогли поэту увидеть современное ему общество таким, каким он его увидел, и оценить так, как он его оценил.