Анализ рассказа “Потомки солнца”

Рассказ “Потомки солнца” опубликован в первой части хрестоматии для XI класса. Эта книга была выпущена в 1993 году в Москве издательством “Просвещение”. В 20- 30-е годы – период к которому относится написание рассказа – и доброжелатели, и хулители Платонова говорили о его странных героях, неожиданных, оборванных финалах, о невозможности пересказать произведение ни на основе логики событий, отраженных в нем, ни опираясь на логику его героев. Эти особенности поражают и нас, современных читателей.

Однако даже у самых яростных обличителей

Платонова прорывалось восхищение мощным художественным даром писателя – плотностью повествования, универсальностью обобщения на уровне одной фразы текста, колоссальной свободой в языковой стихии pyсского языка, способного выразить даже мучительную немоту мира и человека. Платонов жалеет человека. Потребность проливать слезы над чужим горем у него настолько сильна и ненасытна, что он неутомимо и изощренно вызывает в своем воображении самые мрачные картины, самые жалостливые положения… фантазия художника не знает и не хочет знать никаких ограничений… Он сгущает краски, преувеличивает, чтобы
вызвать в читателе единственное из известных наслаждений – чувство жалости”.

Он выбрал для своего героя тернистый путь страдания в его поисках той правды, которая должна восстановить нарушенный порядок жизни и духа. Платоновское повествование практически лишено метафоричности, присущих “традиционному” стилю сравнений. Платонов, скорее, использует прием “деметафоризации” и метонимические конструкции. Каждая из единиц текста построена по законам целого, как бы сверхсмысла. Любимая синтаксическая конструкция Платонова – сложноподчиненное предложение с избыточным употреблением союзов “потому что”, “чтобы”, “так как”, “дабы”, фиксирующих причины, цели, условия того образа мира, который создается в сознании героя.

Рассказ “Потомки солнца” разделен на четыре смысловые части. В первой из них нам рассказывается о детских годах главного героя – инженера Вогулова: “Он был когда-то нежным, печальным ребенком, любящим мать и родные плетни, и поле, и небо над всеми ими”. Во второй части мы узнаем, что Вогулов, тот самый некогда нежный мальчик, а теперь седой согнутый человек с блестящими ненавидящими глазами, становится главным руководителем по перестройки земного шара. Вогулов считает, что “Земля, с развитием человечества, становится все более неудобна и безумна.

Землю надо переделать руками человека, как нужно человеку”. Он руководит миллионными армиями рабочих, которые вгрызаются машинами в Землю и меняют ее образ. Работает бессменно, бессонно, с горячей в сердце ненавистью, с бешенством, с безумием и беспокойной неистощимой гениальностью.

Вогулов изменяет рельеф планеты, чтобы руководить потоками ветров. Он придумывает огромный по своей мощности источник энергии – ультрасвет, с помощью которого “армия рабочих в двадцать-тридцать тысяч человек могла бы пустить в атмосферу Гималаи”. Вот картина действия адской машины: “Ураган сметал страны, молнии засверкали в атмосфере, и до дна стал вздыхать Атлантический океан, нахлобучивая миллиарды тонн воды на острова”.

Вогулов командовал миллионами машин и сотнями тысяч техников. “В бешенстве и неистовстве человечество билось с природой. Зубы сознания и железа вгрызались в материю и пережевывали ее. Безумие работы охватило человечество. Температура была доведена до предела – дальше уже шло разрушение тела, разрыв мускул и сумасшествие”.

В будущем Вогулов хотел переселить человечество в Антарктику, “остальная же площадь земли будет отведена под хлеб и под опыты и пробы человеческой мысли, она будет мастерской, обителью машин и пашней”. Но на этом Вогулов не останавливается. Он надеется “…постигнуть мир… и пересоздать вселенную”, убежденный в своем праве “беспощадно” вмешаться в создание “…творца, который когда-то, играя, сделал звезды и пространства”.

И так, Вогулов задается идеей перестроить Вселенную, для чего изобретает фотоэлектромагнитный резонатор-трансформатор, на производство которого работают огромное количество людей. “Но этого было мало: человек работал слишком медленно и лениво” и Вогулов привил рабочим микроб энергии, который “делал ненужной вечность – довольно короткого мига, чтобы напиться жизнью досыта и почувствовать смерть, как исполнение радостного инстинкта. В заключительной части рассказа автор объясняет нам, что желание переустроить мир объясняется трагической молодой любовью главного героя. Здесь же Платонов делает вывод, что: “Только любящий знает о невозможном, и только он смертельно хочет этого невозможного и сделает это возможным, какие бы пути ни вели к нему”.

В своем рассказе автор говорит нам о том, что человек должен жить в согласии с природой, не разрушать, не перестраивать ее, а особенно, в таких глобальных масштабах, как это сделал инженер Вогулов. Человек – часть природы, ее дитя. Он как родной сын должен любить, уважать, защищать ее, не давать в обиду.

Ведь человек без природы – ничто, без нее он не способен существовать.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.50 out of 5)

Анализ рассказа “Потомки солнца”